Проектная деятельность классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов.
Когда я начинаю чем-либо заниматься,
я настраиваю себя на то,
что ничего интереснее этого в жизни нет.
ЛЛемм.
Актуальность исследования проблемы воспитательного взаимодействия семьи и школы обусловлена необходимостью формирования у школьников полноценного опыта решения познавательных, коммуникативных, нравственных задач и сложностью процесса личностного саморазвития учащихся. В современной школе необходимо сочетание учебной и внеучебной деятельности, объединение усилий всех общественных и гражданских институтов, создание партнерских отношений между семьей и школой, основой которых является педагогическое проектирование. Во многом успех решения проблемы зависит от того, насколько компетентен классный руководитель, проектирующий воспитательный процесс в школе. Анализ воспитательных программ нашего общеобразовательного учреждения показал, что проектирование недостаточно внедрено в образовательную практику, не стало способом самореализации личности ученика и учителя. Классными руководителями не используются возможности выстраивания долгосрочной траектории профессиональной педагогической деятельности с семьями учащихся. В связи с этим возрастает научный интерес к проблеме проектирования воспитательного взаимодействия семьи и школы, позволяющего предвидеть результат педагогической деятельности и включить в проектировочный процесс родителей, детей, педагогов. Кроме того, проектирование оптимальных условий для духовно-нравственного и физического развития каждого ребенка обеспечивает более эффективное решение воспитательных проблем, значимых для общества и личности каждого участника проекта.
Актуализация в общественном сознании и педагогической науке роли школы как социального института, активно влияющего на изменение нравственного состояния общества, признание классного руководителя проводником политики государства и воспитателем личности, анализ педагогических технологий исследований по данной проблеме, изучение воспитательной практики и опыта взаимоотношений семьи и школы в России позволили выделить ряд противоречий:
· между высокими требованиями, предъявляемыми современным обществом к деятельности классного руководителя, и недостаточной разработанностью в педагогической науке теоретических, методических основ педагогического проектирования его деятельности;
· между необходимостью проектирования воспитательной работы в инновационном режиме и неразработанностью педагогической модели проектной деятельности классного руководителя;
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему: как классному руководителю спроектировать свою профессиональную деятельность, обеспечивающую современный уровень сотворчества детей, родителей и педагогов в условиях модернизации образования и демократизации общества.
Осмысление противоречий и постановка научной проблемы обусловили выбор моей темы педагогического исследования «Проектная деятельность классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов».
Цель исследования - теоретически обосновать, методически разработать и реализовать проектную деятельность классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов.
Объект исследования - процесс педагогического взаимодействия семьи и школы.
Предмет исследования - педагогическое проектирование сообщества детей, родителей и педагогов, работающих в моём классе.
Гипотеза исследования: проектная деятельность классного руководителя будет способствовать созданию сообщества детей, родителей и педагогов, если классный руководитель будет опираться в воспитательной работе на теоретико-педагогические основания профессионального проектирования; Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: " Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет". Классный руководитель спроектирует свою педагогическую деятельность в соответствии с разработанной концепцией и моделью сообщества детей, родителей и педагогов; будут выявлены организационно-методические, коммуникативные, содержательные, материально-технические условия создания сообщества детей, родителей и педагогов, а совместная творческая деятельность будет выстроена с учетом общих и личностно значимых целей; деятельность классного руководителя будет носить системный характер, а формы и способы организации взаимодействия детей, родителей и педагогов будут современны. Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями Джон Дьюи - американский философ- идеалист считал, что обучение детей должно происходить опытного познания окружающей действительности. Истинным и ценным является только то, что дает практический результат, конкретные практические дела. Интересами ребенка всегда следует пользоваться, если мы хотим получить ценный результат. Своей целью я ставлю непрерывное образование содружества: учитель, ученик, родитель. Моя задача – найти те факторы с помощью которых возможно потенциально поставить новые проблемы и решить их сообща: ребенок, родители, учитель.
Ни для кого не секрет, что в последние годы дети и родители редко бывают вместе. Поэтому я ставлю своей задачей – реализации проекта в ближайшие годы пока между близкими людьми еще теплится огонь добра, любви и душевной близости. Дети не понимают родителей, родители не понимают детей. Поэтому моя задача состоит еще и в том, чтобы сгладить назревающие конфликты и помочь наладить отношения.
Изучив теоретико-педагогические основания проектной деятельности классного руководителя, выстроив свою концепцию проектной деятельности классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов, я разработала модель проектной деятельности классного руководителя по созданию сообщества детей, родителей и педагогов и на протяжении учебного года отслеживаю, как воздействует на укрепление классного коллектива созданная модель, как развиваются коммуникативные компетенции подростков моего класса, содержательны ли мероприятия, предложенные моими учениками и родителями.
В содружестве со школьным психологом был проведен теоретический анализ и серия психологических тренингов ученик + родитель. Это помогает обеим сторонам понять друг друга, научиться прощать мелкие ошибки, не допускать больших. Используя комплекс эмпирических методов исследования: эксперимент, педагогический мониторинг, интервьюирование, монографические характеристики учащихся, методика незаконченного предложения, диагностирование, анкетирование, анализ творческих работ детей и родителей; наблюдение с целью фиксации и накопления фактов; социологический опрос, обобщение педагогического опыта, знакомство родителей и обучающихся с Уставом школы, работа в Net- городе, общение через дневники и мобильную связь делают нас ближе. В данной ситуации важно, чтобы родитель получил не отрицательную информацию о ребенке, не жалобу на не успеваемость или поведение, а истину об успешности ребенка в творческой и спортивной деятельности, дружбе с одноклассниками, о взаимовыручке, чтобы родителям было приятно продолжить разговор на не совсем приятную тему. На классных родительских собраниях я не рассказываю о неуспеваемости (родители могут это увидеть в дневнике или в интернете), у нас очень много тем, которые хочется обсудить. Вероятно, поэтому многие родители в этом году заинтересованы экскурсиями в городской музей и библиотеку, походами выходного дня, предлагают интересные поездки. В этом году организацию новогоднего праздника взяли на себя дети и родители. Уверена, что именно это содружество: дети – учитель – родители, помогло команде выиграть первенство среди 7-х классов.
Опыта в воспитательной работы у меня, конечно, еще не очень много. Я окончила Томский Государственный педагогический университет в 2010 году. Классное руководство мне доверили в 2011 году, и я счастлива, что мне достался такой замечательный класс. Да, с ними бывает трудно – это дети, пусть им уже по 14 лет, но им хочется внимания, родительской любви и теплоты, взаимопонимания со сверстниками, наконец, им хочется успешности, а всего этого добиться им могу помочь я вместе с родителями. Вот почему я решила создать проект «Применение проектной деятельности в работе классного руководителя». Школа должна быть мастерской, лабораторией, школой «делания», а не «слушания». Ребенок должен видеть, что я заинтересована в его успешности, а я должна помочь родителям сделать так, чтобы заинтересованность ребенка стала нашей общей задачей.
Я хочу, чтобы через несколько лет, среди моих учеников были активисты, заинтересованные в общешкольной деятельности, чтобы они участвовали в ученическом самоуправлении, выдвигая свои идеи и умея реализовать их. Школа гордится сегодня победами на всероссийском уровне. Среди обучающихся и выпускников 4 школы немало ребят, прославивших город своими отличными делами, победами в конкурсах «Ученик Года», лауреатов премии «Государственной Думы Томской области» - конкурсов и всех побед не перечесть. Да, я хочу, чтобы среди победителей были мои ученики. Но еще больше я хочу, чтобы они были настоящими людьми: ценили родных, гордились своим домом, нашли свое место в жизни… И когда начинали чем-либо заниматься, помнили, что кроме выбранного ими дела есть много интересных дел, но каждый должен выбрать дело по себе.
|